В Могилёвском государственном областном институте развития образования опубликована книга учителей физики лицея Сугакевича А.Г., Гусева С.В., и Плетнёва А.Э. "Проектная деятельность в образовательном процессе. Из опыта работы в Лицее Белорусско-Российского университета".
В книге авторы обобщили собственный педагогический опыт планирования и реализации образовательных проектов в нашем учреждении образования.
ВВЕДЕНИЕ
Быстро меняющиеся условия жизни, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности и к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Как отмечал О.Е.Лебедев, «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить».
Однако в существующей традиционной модели обучения учащиеся лишь постигают готовые знания, накопленные другими людьми. Многих учителей беспокоит тот факт, что школьники не проявляют необходимого интереса к предлагаемому учебному материалу. Н.И. Запрудский в книге «Современные школьные технологии-2» указывает на следующие причины низкой учебной мотивации учащихся: «учебное содержание отчуждено от ребёнка, он не испытывает потребности в его освоении; ученик является объектом педагогического воздействия, он отстранён от принятия решений и др.» Данная проблема усугубляется ещё и тем, что доступность к разнообразной информации, создаёт у подростков и их родителей впечатление вполне достаточной компетентности по любым вопросам. Таким образом, учитель перестаёт быть «истиной в последней инстанции».
В этой связи ученик из объекта должен становиться субъектом образовательного процесса, наравне с учителем. Кардинально должна меняться и роль учителя. Современный педагог должен выступать в роли консультанта (координатора) как в индивидуальном, так и в групповом процессе познания.
В сложившейся ситуации целесообразным является использование активных методов обучения. В сложившейся ситуации целесообразным является использование активных методов обучения, направленных на развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков.
Проектная деятельность является особым видом деятельности, включающим в себя элементы ценностно-ориентационной, учебной, познавательной, преобразовательной, коммуникативной, профессионально-трудовой и игровой деятельности.
В данном пособии авторы обобщают собственный опыт проектной деятельности, предлагают варианты своих педагогических проектов и ученических проектов, направленных на их реализацию. Все описанные проекты были реализованы в лицее Белорусско-Российского университета в рамках педагогического проекта «Клуб юных физиков».