ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПОБУДИВШИЕ К СОЗДАНИЮ АДС
1 сентября 2003 года распахнул свои двери молодой Лицей Белорусско-Российского университета. И 96 десятиклассников с разных школ города Могилева заняли свои места за новыми партами. Однако, для меня, в тот момент, как для учителя физики, отсутствие методического обеспечения и элементарного оборудования стало основной проблемой.
Большинство Могилевских лицеев проводит набор учащихся после восьми классов средней школы, а наш лицей только после девяти, поэтому очень сложно выдерживать конкуренцию. Кроме того, уровень подготовки учащихся оказался различным, а в адаптационный период дети встречаются с рядом психологических проблем, связанных с погружением в новую образовательную среду.
ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ СТРОИТСЯ АДС
Поэтапность формирования умственных действий: узнавание, воспроизведение, применение, изобретение.
Укрупнение дидактических единиц - «от простого к сложному».
Проблемность в обучении – создание проблемных ситуаций, поиск выхода из которых способствует более глубокому пониманию предмета.
Диагностическое целеполагание – постановка целей исходя из желаемого конечного результата.
Компьютеризация – использование мультимедийного компьютера как средства наглядности, для самостоятельной работы учащихся, и контроля.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ:
1. Психологическая адаптация, определение уровня подготовленности и выявление способностей учащихся. Это направление реализуется, в основном, на подготовительных курсах для девятиклассников и на протяжении первой учебной четверти десятого класса. На данном этапе преимущество отдается коллективным, нетрадиционным формам работы (игры, конкурсы) для знакомства с классами и сплочения классных коллективов.
2. Накопление физических знаний, приобретение умений и навыков, соответствующих программе курса. Реализуется на протяжении всей учебы в лицее путем комбинации различных видов деятельности учащихся, с учетом индивидуальных особенностей каждого.
3. Научная деятельность учащихся реализуется на протяжении всей учебы в лицее: решение изобретательских задач, творческие задания на уроках; обработка: анализ и синтез информации; подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
4. Систематизация знаний – заключительный этап изучения физики в лицее реализуется, в основном, на протяжении обучения в одиннадцатом классе, при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям (централизованное тестирование).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ АДС
1. Гуманизация содержания образования – в центре образовательного процесса находится ученик с его способностями, настроениями и компетенциями.
2. Рефлективность – анализ, самоанализ деятельности и внутреннего состояния как учениками, так и учителем.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МИССИЯ
Создание для учащихся ситуации свободы выбора, принятия решений и ответственности за их исполнение.
Создание ситуации для успешной сдачи учащимися выпускных и вступительных экзаменов по физике, в том числе и в форме ЦТ.
Уважительное и гуманное отношение к детям способствует воспитанию творческой, мыслящей, социально адаптированной целеустремленной личности.